×

Как оживить трекерную музыку

Как оживить трекерную музыку

Выразительные средства музыкального языка

Трекер накладывает на музыканта, который с ним работает, ряд жестких ограничений. Прежде всего, это четкий темп, который жестко задается в самом начале работы над произведением — и большинством трекерщиков, как ни прискорбно, не меняется с течением музыки вообще. Далее, размер (т.е. количество сильных долей в такте) — сама структура паттерна по умолчанию подразумевает, что композитор будет пользоваться размерами 2/4 или 4/4. Как правильно заметил Manwe/SandS, трекер позволяет обойти это ограничение визуально, но не все этим пользуются — лишь у нескольких музыкантов я слышал 7/8 и 3/4. К счастью, ограничение на количество каналов уже практически отсутствует. В этой части статьи речь пойдет о том, какими средствами можно обойти как вышеназванные, так и некоторые другие условности, связанные прежде всего с толкованием трекера как инструмента для написания исключительно электронной музыки.

 

Динамическое развитие

Под динамикой в теории музыки понимается, как уже упоминалось, громкость звука. В процессе развития музыкальной мысли динамические оттенки играют немаловажную роль.

Теория музыки определяет следующие основные термины для определения динамики: p (piano, пиано) — тихо, pp (pianissimo, пианиссимо) — очень тихо, mp (mezzo piano, меццо пиано) — не очень тихо, mf (mezzo forte, меццо форте) — не очень громко, f (forte, форте) — громко, ff (fortissimo, фортиссимо) — очень громко, dim (diminuendo, диминуэндо) — постепенно затихая, cresc (crescendo, крещендо) — постепенно увеличивая громкость.

Трекер предоставляет очень удобные возможности для управления динамикой: колонка громкости (volume column) для установки громкости конкретного звука, команды скольжения громкости (volume slide) для создания эффекта постепенного увеличения/уменьшения громкости (crescendo/diminuendo), команды изменения общей громкости (global volume) для общего изменения динамики, огибающие (evenlope) для программирования общих правил изменения громкости инструмента. Соответственно, динамика может изменяться как для одного/нескольких каналов, представляющих один инструмент, так и для всех каналов. Вот некоторые способы динамического развития:

Внутри фразы (аналогично ударению на какой-то слог или слово в человеческой речи);

Внутри крупного построения (выделение динамикой какой-либо отдельной фразы);

Плавное изменение динамики (crescendo или diminuendo) — помогает нагнетать напряжение или, напротив, успокаивать звучание;

Общий фейд (fade): «вползание» музыки или, напротив, ее постепенное затухание (например, в самом конце);

Создание контрастных элементов в музыке (сопоставление различных образов или частей через ярко выраженную динамическую границу — первый образ тихо, второй — сразу громко или наоборот);

Разделение темы и сопровождения (тема, т.е. мелодия, практически всегда должна быть на переднем плане).

Темповое развитие

Темп — величина, показывающая, насколько быстро или медленно исполняется произведение. В теории музыки существуют определенные основные термины для обозначения темпа и его изменения: largo (ларго, широко) — самый медленный темп, adagio (адажио, спокойно) — медленно, andante (анданте, в ритме шага) — спокойно, allegro (аллегро, весело) — быстро, presto (престо, скоро) — очень быстро, piu mosso (пиу моссо, более оживленно) — скорее, meno mosso (мено моссо, менее оживленно) — медленнее, rit (ritenuto, ритенуто) — постепенно замедляя.

Для изменения темпа в трекере можно пользоваться тремя основными способами: командой скольжения темпа (tempo slide) для постепенной смены темпа, командой изменения темпа (set tempo) для мгновенной смены темпа и командой задержки ноты/паттерна (note/pattern delay) для приостановки движения музыки. Учтите, что в ряде трекеров имеется еще такая величина, как скорость (speed) — она показывает, сколько единичных отсчетов (frames или ticks) приходится на один ряд паттерна. По умолчанию эта величина обычно равна 6, и я рекомендую использовать либо ее, либо кратные 3 величины для того, чтобы темп произведения соответствовал или был кратным общепринятым величинам. Это может пригодиться при сведении tracker+MIDI.

Вот некоторые способы темпового развития:

Агогика — небольшие отклонения от темпа в процессе исполнения музыкального произведения. Используется, чтобы придать «движение» фразе.

Изменение темпа для развития образа (часто используется одновременно с изменением динамики, но не всегда) — ускорение нагнетает напряжение, замедление успокаивает;

Общее замедление под конец большой части или всего произведения — классическая традиция, очень хорошо звучит в качестве утверждения финального звука/аккорда;

Сопоставление контрастных образов/частей (аналогично динамике);

Создание сложных смешанных размеров или сложных ритмических фигур (например, триолей, когда на одну четверть вместо двух восьмых приходятся три, равномерно распределенные).

(по совету Manwe/SandS) Создание свинга — постоянного смещения темпа по отношению к сильной доле (темп как бы «гуляет»).

Мелодическое развитие

Несомненно то, что ведущая роль в формировании музыкальной мысли принадлежит мелодии, о которой я уже упоминал в предыдущей части статьи. Пожалуй, самым затруднительным для многих композиторов является именно написание хорошей, запоминающейся мелодии, которая, к тому же, несла бы в себе определенный эмоциональный заряд, призванный донести до слушателя содержание произведения. Как уже упоминалось, мелодия легко делится на фразы — такие части, которые можно отделить друг от друга цезурой, или как бы дыханием. Естественно, это касается и инструментальной музыки — достаточно представить, что вы поете свою мелодию. О том, как именно можно писать мелодию, речь пойдет чуть позже, а пока — несколько общих рекомендаций по возможностям ее разработки:

Изменение регистра (перенос мелодии на октаву выше или ниже либо же передача ее другому инструменту);

Создание подголоска (как бы второй мелодической линии, звучащей одновременно с основной мелодией, но прописанной другими нотами);

Использование нескольких мелодических тем (для формирования разных образов);

Употребление альтерированных звуков (т.е. таких звуков, которые не входят в основной звукоряд выбранной вами тональности, если, конечно, вы пишете тональную музыку :));

Комбинация скачков и плавного голосоведения (плавное голосоведение — это когда между двумя соседними нотами мелодии расстояние не больше полутора-двух тонов, т.е. терции; скачки — все, что больше этого расстояния);

Использование ритмических вариаций (см. ниже);

Выбор направления голосоведения для формирования смыслового развития (если мелодия идет вверх, напряжение нагнетается и наоборот; может использоваться вместе с вышеперечисленными динамическими и темповыми способами развития).

Ритмическое развитие

Под ритмическим развитием подразумевается варьирование ритмических фигур, т.е. комбинаций длинных и коротких нот. Напомню, что основными длительностями являются (в порядке уменьшения): целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая. Реже используются бревис (равен двум целым) и мелкие длительности (1/64 и короче). Если о длительности говорят, что она «с точкой» (т.е. «четверть с точкой»), то, следовательно, она звучит в полтора раза длиннее. Отмечу, что в трекере, в отличие от MIDI, трудно сказать сразу, какая нота является четвертью, а какая — восьмой, ибо размер такта (т.е. структурной единицы музыки от одного сильного ударения до следующего; в такте в зависимости от размера может быть 4/4, 3/4, 7/8 и т.п.) не привязан жестко к длине паттерна и может быть равен как 1/8, так и всему паттерну. Поэтому условимся для среднего темпа (90-140, spd=6) четвертью считать звук, тянущийся между каждыми 8 рядами.

Вот способы ритмического развития:

Использование сложных ритмических рисунков: пунктир (четверть с точкой + восьмая), синкопа (восьмая + четверть с точкой), триоль (3 восьмые на 1 четверть), квинтоль (5 восьмых на 1 четверть) и т.п.;

Сжатие/разрядка ритма (при прежнем темпе и сопровождении мелодия звучит в 2 раза быстрее или медленнее);

Смещение фразы или мотива (кусочка фразы) в паттерне относительно предыдущего проведения (вносит разнообразие);

Использование разных длительностей для формирования образа (длинные ноты создают спокойный, скорбный, созерцательный образ, короткие — яркий, быстрый, острый) — может использоваться вместе с динамическим, темповым и мелодическим развитием для усиления/ослабления напряжения.

Использование пауз (они помогают разделять фразы и более крупные построения, вносят разнообразие в мелодию, используются для имитации некоторых живых инструментов);

Создание вариаций (т.е. нескольких вариантов одной и той же темы, различающихся незначительно в плане ритма, мелодии, фактуры и пр.).

Тембровое развитие

Тембр позволяет отличить звучание одного инструмента от других. Использование разных тембров вносит в аранжировку определенное разнообразие, дает возможность для гибкого создания образа. Трекер изначально задумывался как многотембровая программа; он предоставляет богатые возможности для работы с сэмплами и инструментами. При написании музыки важно следить за тем, чтобы баланс голосов был соблюден, иначе возникает опасность либо завалить произведение в область низких частот, лишив его «полетности», либо убрать ту базу, на которой держится вся гармония (т.е. убрать бас). Перечислю несколько способов тембрального развития:

Формирование образов — если использовать «живые» инструменты, то по их звучанию можно довольно легко определить, какой из них что символизирует. Это и теплый тембр кларнета, и пасторальный звук гобоя, и полный внутренних переживаний скрипичный тембр, и грандиозный, торжественный орган. Электронные музыкальные инструменты тоже можно использовать для формирования образа исходя из их звучания;

Смешивание тембров (например, рояль+струнные) — помогает создать необычные сочетания из взаимодополняющих инструментов;

Изменение тембров за счет подмены инструментов — например, длинный пассаж, поочередно проходящий у низких валторн, фагота, кларнета, флейты и флейты-пикколо (самый высокий инструмент из перечисленных) — позволяет расширить диапазон пассажа (т.к. один инструмент его не смог бы сыграть) и внести логическое развитие в произведение;

Создание вариаций (см. выше);

Придание определенной атмосферы произведению (например, slap bass очень хорошо оттеняет все современные направления джаза; блюз почти немыслим без саксофона и т.д.);

Введение дополнительных тембров для усиления кульминации.