×

Что выбрать — трекер или синтезатор с секвенсором?

Что выбрать — трекер или синтезатор с секвенсором?

Это — весьма неоднозначный вопрос. Трекеры имеют то несомненное преимущество, что каждый из них фактически представляет собой синтезатор и редактор «в одном флаконе», причем редактор специализированный, сделанный под конкретную систему синтеза и управления, позволяющий удобно и компактно реализовать все без исключения возможности встроенного синтезатора. Любой же MIDI-секвенсор является универсальным редактором, не ориентированным конкретно на какой-либо тип синтезатора, из-за чего многие возможности синтезаторов не совсем удобно и естественно реализуются в секвенсорах.

 

Кроме этого, благодаря тому, что трекеры используют программный синтез звука и модуль вместе с партитурой содержит оцифровки инструментов, получаемые модули обладают хорошей переносимостью — на другом компьютере и звуковой карте при правильно подобранном проигрывателе модулей можно получить почти такое же звучание, как и у оригинала — с точностью до погрешностей алгоритмов и качества карты. MIDI-партитуры, написанные для конкретного синтезатора, будут совершенно по-другому звучать на синтезаторе другого типа — даже если они во многом совместимы друг с другом.

Однако из-за специфики идеи трекера и ограниченности вычислительных ресурсов компьютера в трекерах приходится использовать не совсем естественные приемы создания звука. Например, большинство трекеров позволяет расположить на отдельной дорожке только один голос, а не весьмногоголосный инструмент, поэтому для создания аккорда приходится занимать несколько дорожек, а при их нехватке — перемешивать ноты и команды различных инструментов на одних и тех же дорожках. Популярные в современной музыке звучания, получаемые посредством управляемых резонансных фильтров, встроенных почти в каждый современный синтезатор, имитируются при помощи оцифровки всего диапазона изменения параметров фильтра и последующего использования нужных фрагментов оцифровки. Это чрезвычайно затрудняет создание музыки с большим количеством различных модуляций звука по ходу звучания.

И наконец, работа с трекерами предполагает несколько иной стиль мышления и работы, чем работа с музыкальными синтезаторами через секвенсоры. На первом этапе, пока возможности трекера удовлетворяют потребностям, он может значительно превосходить простой синтезатор звуковой карты, управляемый по MIDI через секвенсор; однако впоследствии, если потребности выйдут за пределы возможностей трекера, в любом случае придется подключать профессиональную аппаратуру, на которую из трекера выхода нет, и переучиваться на работу с секвенсором.

Вывод можно сделать примерно такой: если нужно регулярно и сравнительно быстро записывать музыку средней сложности, используя при этом минимум инструментов, и полученная запись не предназначена для передачи

в профессиональную музыкальную студию — выгоднее использовать хороший трекер. Если требуется сделать фонограмму на профессиональном уровне и профессиональных инструментах — для этого нужен MIDI-секвенсор. Кроме этого, в секвенсоре с недорогим синтезатором удобно делать «домашние заготовки» для последующей отработки в студии.