×

Cведение фонограмм: процессор обработки звука

Cведение фонограмм: процессор обработки звука

Процессор обработки звука или история создание одного хита

Сведение фонограмм

Стоит только поражаться, насколько стремительна техническая мысль.

Полет во времени: процессор обработки звука

Еще не покрылся тленом 1998 год, когда на страницах журналов мечтали о том, что скоро на смену аналоговым звукозаписывающим студиям придут студии с оборудованием на лампах. И вот цифровые технологии стремительно вытесняют все и вся. Не мудрено, если в скором времени львиную долю любых студий заменят виртуальные мастерские – не надо никуда ехать, минимум затрат при сногсшибательном результате.

Типичная звукозаписывающая студия 80-90 хх годов включала в себя набор необходимых музыкальных инструментов – гитары, синтезатор, барабаны, многоканальный магнитофон, усилитель мощности, колонки. Типичный процессор обработки звука – микшерный пульт – как правило имел 24 входа, 8… 16 независимых каналов регулировок сигналов. Сейчас на современных цифровых микшерах можно записать 16…48 каналов.

История одного успеха

Невероятное зрелище – сравнивать, какими были донельзя скромными по внешнему виду и характеристикам микшерные пульты в прошлом веке, и какие навороченные монстры с массой кнопочек и клавиш выпускают известные фирмы сейчас. Хотя, многие эстрадные звезды не заморачиваются в плане того, на чем делать звук. Не гонятся за дорогими брендами, используя простенькие Mackie и Zoom. Видимо, закон: важно не на чем, а – кто, непреложно работает и в этой области.

Так, например, случилось и с архи-известнейшим хитом Шер Believe, которая все в том же далеком 1998 году целых семь недель не покидала топ-вершины всевозможных песенных парадов. Продюсер Марк Тэйлор вспоминает, что когда Шер предложили сделать запись ее нового сингла у них в студии, он был просто уверен, что она посмотрит на их скромное оборудование и откажется сотрудничать.

Однако поп-дива была доброжелательна. И работа началась. Правда, тут же и застопорилась. После первого прослушивания все сошлись в общем мнении: припев пойдет, но тема – никакущая. Шесть совершенно разных авторов принялись за дело. Искали, меняли, предлагали. Два раза песню объявляли готовой. Но… Слушали, и одну версию за другой отправляли – как сейчас модно говорить – в топку.

До того момента, чтобы выполнить финальное сведение фонограмм, пришлось изрядно потрудиться. В конце концов ставку решили сделать на оригинальном звучании голоса. По полной задействовали процессор обработки звука, добиваясь совершенно иного, нестандартного звучания. Пришли к сэмплу, использовали разные звуки. Которые затем смикшировали вместе. Серьезной фильтрации подверглось и звучание ударных. Нет, стучали то на самом деле живые барабаны, но каждый звук их подвергался EQ и компрессии.

Саму Шер записывали на три Tascam DA88s, пела она в микрофон, который привезла с собой. Уж очень он ей понравился, когда она работала с Майклом Джорджем. Больше всего переживали, как отнесется поп-дива к тому, что втихаря сделали с ее голосом. Сам Марк эту часть работы над песней называет самой стремной. Потому что – опять же не мудрствуя лукаво, его просто обработали вокодером и подвергли фильтрации.

По сути, голос знаменитой певицы буквально разрушили, и Тэйлор переживал, что ему не хватит духу показать Шер итоговую версию сингла. Сведение фонограмм сделали при помощи опять-таки ж ненавороченной программы Cubase VST на Mac G3.

Когда Шер пришла на прослушивание, Марк вдохнул воздуха и усилием воли заставил себя нажать клавишу Play. «Это звучит великолепно!» – восхитилась певица. Мир подтвердил ее слова. Диск с хитом Believe разошелся полуторамиллионым тиражом.