×

Чем компьютер может помочь в работе над музыкой?

Чем компьютер может помочь в работе над музыкой?

Чем компьютер может помочь в работе над музыкой?

1. Запись, редактирование и печать партитур общего назначения. Партитура может вводиться вручную — при помощи мыши или клавиатуры, либо с листа — при помощи сканера и программ распознавания (например,MIDIScan, MusicScan, PianoScan) Из редакторов партитур наиболее известны программы Finale и Encore; они могут также проигрывать партитуру через звуковую карту или внешний синтезатор. Указанные программы предназначены в первую очередь для подготовки партитур к печати, поэтому в них реализованы функции для точного оформления партитур, однако управление нюансами исполнения под управлением компьютера в них не развито.

 

2. Запись, редактирование и исполнение партитур для электронных инструментов — компьютерных звуковых карт или внешних синтезаторов, подключенных с помощью интерфейса MIDI. Такие программы называются MIDI-секвенсорами и оперируют в первую очередь терминами MIDI-сообщений, допуская, однако, редактирование нотной части MIDI-партитуры в традиционном нотном виде. Другие два представления партитуры, используемые в секвенсорах — Piano Roll (отображение звуковысотности и длительности нот горизонтальными полосками) и Event List (полный список всех MIDI-событий). Партитура может вводиться вручную или путем прямой записи MIDI-потока с клавиатуры или другого секвенсора; нотная часть партитуры может распознаваться с листа при помощи MIDISCAN. Наиболее известные секвенсоры — Cakewalk, Cubase, MidiSoft Session, Logic.

3. Запись, редактирование и исполнение музыкальных модулей, содержащих в себе партитуру и оцифрованные звуки исполняющих ее инструментов. Редакторами и одновременно исполнителями модулей являются программы-трекеры; в них принята запись отдельных голосов на вертикальных колонках, где для каждого голоса записываются ноты и команды управления. При воспроизведении трекер фактически выполняет таблично-волновой синтез звука из имеющихся оцифровок, смешивает их и подает на звуковую карту для преобразования в звук. При наличии звуковой карты с WT-синтезатором (Gravis Ultrasound, Sound Blaster AWE32) большинство трекеров пользуется его каналами для синтеза звучания инструментов. Существуют также FM-трекеры, использующие FM-синтезатор звуковой карты вместо оцифрованных инструментов. Наиболее известные трекеры — Fast Tracker,Impulse Tracker, Scream Tracker.

4. Гармонизация и арранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей, законов и заданных правил. Результат выдается в формате MIDI с возможностью его дальшейшей обработки. Наиболее известные программы автоарранжировки — Jammer и Band-In-A-Box.

5. Сочинение мелодий на случайной основе путем последовательного выбора музыкальных звуков в пределах лада. К таким программам можно отнести Wind Chimes.

6. Стилистическая обработка MIDI-партитур с приданием им выразительных свойств «живого» исполнения в выбранном исполнительском стиле. Это достигается смещением начала нот относительно метрических долей, варьированием их длительности, акцентированием громкости в ключевых местах музыкальных фраз, имитацией исполнительских приемов (щипок, арпеджио, вибрато, тремоло, глиссандо) при помощи средств MIDI, внесение в партитуру элементов случайности и т.п. Среди таких программ наиболее известны Style Enhancer и SSEYO Koan Pro.

7. Управление звучанием электронных инструментов — как настройка до начала исполнения, так и модификация параметров звука во время его. Основное управление по интерфейсу MIDI осуществляют все программы-секвенсоры, однако для ряда электронных инструментов и звуковых карт существуют дополнительные программы настройки режимов и загрузки оцифрованных инструментов в память синтезатора.

8. Запись партий акустических инструментов и голосового сопровождения в цифровом формате с последующим их хранением на компьютерных носителях и обработкой в программах-редакторах звука. Это позволяет монтировать запись, накладывать на нее различные звуковые эффекты, а затем воспроизводить — самостоятельно или синхронно с исполнением MIDI-партитуры на электронных синтезаторах. Из звуковых редакторов чаще всего используются Cool Edit, Sound Forge, Wave Lab.

9. Программный синтез новых звучаний при помощи математических алгоритмов — физического моделирования, аддитивного, разностного, частотно-модуляционного или таблично-волнового. Полученное звучание, как и записанный звук реального инструмента, может быть обработано в звуковых редакторах, после чего либо загружено в память внутреннего или внешнего синтезатора, либо воспроизведено под управлением самой программы-синтезатора. Некоторые программы-синтезаторы снабжены встроенным секвенсором, позволяющим организовать из созданных звуков басовый или

аккордовый аккомпанимент для музыки, исполняемой другими средствами. Среди программ этого класса наиболее известны Stomper, Rubber Duck, Rebirth RB-338, Wave Craft, Wave Gen, Virtual Waves, Orangator,

Generator, Retro AS-1, Audio Compositor, Reality, GigaSampler.

10. Управление внешним звуковым и световым оборудованием посредством интерфейса MIDI, который является стандартным для оборудования этого типа (в последнее время для управления световым оборудованием больше применяется интерфейс DMX). Так делается согласование работы комплекса аппаратуры в студиях, на концертах или в дискотеках — вплоть до управления прожекторами и выдачи на отдельные мониторы партитур для исполнителей на акустических инструментах.

11. Запись звуковых компакт-дисков при помощи CD-рекордеров. Для этого достаточно подготовить набор файлов с цифровым звуком, полученным любым из описанных способов.