×

Насколько качественно компьютер исполняет и обрабатывает музыку?

Насколько качественно компьютер исполняет и обрабатывает музыку?

Это зависит от используемых аппаратных и программных средств. В основном можно выделить пять параметров качества:

1. Точность имитации акустических инструментов при помощи электронных. Это — самое слабое место в электронном исполнении музыки; удовлетворительного решения пока не найдено. Для повышения достоверности звучания используется оцифровка отдельных звуков, сыгранных нужным способом, а то и целых музыкальных фраз.

2. Ощущение «живого» исполнения. Определяется свойствами инструмента и тщательностью проработки партитуры. Средства MIDI-интерфейса позволяют с достаточной точностью записать тонкости игры исполнителя на электронном клавишном инструменте, однако с гораздо меньшей — на адаптеризованных электронных (гитаре, скрипке или духовых инструментах), поэтому «живость» клавишного исполнения передается весьма точно, а для прочих инструментов — заметно хуже. Однако при оцифровке партий целиком точность передачи определяется только параметрами тракта записи/воспроизведения, ничем не отличаясь от записи на магнитофон.

Нужно также различать естественность _звучания_ самого инструмента и естественность _исполнения_, привнесенную исполнителем. Например, «живая» игра на клавишном синтезаторе или электронных ударных передается без потерь, а при снятии MIDI-партитур с адаптеризованных электронных и тем более акустических инструментов неизбежны потери как в оттенках самого звучания, так и в нюансах исполнения. Частично исправить это можно при помощи моделирования исполнительских приемов средствами редактора или синтезатора.

3. Возможности электронных инструментов, управляемых компьютером, и степень их поддержки используемым программным обеспечением. Например, многие синтезаторы имеют развитые средства управления процессом синтеза звука и его артикуляцией, однако распространенные секвенсоры не позволяют удобно и эффективно их использовать, требуя развития специфических навыков.

4. Качество искусственных звуковых эффектов. Прежде всего это касается эффекта реверберации, для получения которого моделируется многократное отражение звука от стен помещения. Для получения естественной реверберации необходимо точно смоделировать все нюансы помещения, поглощение звука, интерференцию в объеме и т.п. Во многих популярных студийных аппаратах для расчета эффектов используются «фирменные» идеи и алгоритмы, неизвестные за пределами фирмы-производителя — именно они сообщают полученному звуку свойственное им особое звучание; нередко используется аналоговая обработка звука. В компьютерных звуковых редакторах и генераторах эффектов из-за недостатка вычислительной мощности нередко используются упрощенные алгоритмы и ограниченная точность вычислений, что зачастую не позволяет получить качество и глубину эффектов на уровне качественной студийной аппаратуры.

5. Общие параметры звука — уровень шума и искажений, «прозрачность» и натуральность звука — целиком определяются теми блоками системы, через которые он проходит в процессе создания, записи или обработки. Например, компьютерные звуковые карты и недорогие внешние синтезаторы не обеспечивают качества звучания на уровне профессиональной студийной техники, внося в него заметные искажения и шумы. Сами по себе параметры цифрового звука мало что значат, поскольку многое зависит от качества ЦАП/АЦП, аналоговых участков тракта, разводки и экранировки печатных плат, системы электропитания, соединительных разъемов и кабелей и многого другого. Кроме этого, большинство компьютерных карт умышленно разрабатывается с заниженным качеством, чтобы не создавать конкуренции дорогому профессиональному оборудованию.

При любой обработке цифрового звука, кроме простого монтажа, его качество неизбежно страдает от ограниченной точности вычислений и применения не всегда соответствующих задаче математических алгоритмов. Для достижения приемлемой точности разрядность отсчета и частота дискретизации при обработке должны на 30%-50% превышать исходную. В простых компьютерных звуковых редакторах реализована обработка с теми же параметрами, что и у исходного звука; исключение составляют лишь мощные редакторы — Cool Edit Pro, WaveLab и им подобные.